Часть 2. Продолжим знакомство с этапами производства уникальных изделий Златоустовской гравюры.
Шабрение
Это – проработанный методом шабрения фон. Художник бурит фон, то есть обрабатывает поверхность бормашиной с различными бурами (широкими, узкими и др.). Он придает ровной поверхности бархатистость, глянцевость, фактурность. На свой вкус мастер может сделать более глянцевую поверхность детали, либо более шершавую и бугристую, либо более нежную и тонкую. Это зависит от размера изделия и задумки автора. Для большой площади украшаемой поверхности изделия используются буры покрупнее, для миниатюрных изделий – более деликатными бурами покрывают поверхность тоненькими штришками.
Полировка
После шабрения слесарь-сборщик полирует пластину на станках с полировальными кругами, за счет чего деталь приобретает чистый блеск. Затем деталь обезжиривают и передают в никелирование.
Никелирование или серебрение
Никель (или серебро) – это металл белого цвета. Покрытие никелем производят на глубину до 25 микрон. Таким образом вся пластина или деталь покрывается сверху слоем никеля и становится матовой, как будто припорошенной снегом.
Глянцевание пластины
После никелирования пластину или деталь передают мастеру-оружейнику, ответственному за сборку изделия. Он глянцует деталь на станках с более мягкими полировальными кругами, используя мелкодисперсную пасту. Мастер глянцует нематовую поверхность, снимая самый верхний слой – и рисунок становится блестящим, как зеркало. Глянцевание и полировка – по сути это одна и та же операция, но выполняемая в разное время изготовления изделия. Полировка – более грубая обработка поверхности, глянцевание – придание глянца изделию.
Разделка под золото
Пройдя этап глянцевания и обезжиривания, деталь снова попадает в руки художника. На этом этапе начинается самое интересное – «разделка в золото». Все части рисунка, которые не должны быть покрыты золотом, художник закрашивает битумным лаком. Происходит это так: сначала всю поверхность рисунка закрашивают лаком, потом лишний лак снимают раствором. При этом во всех програвированных линиях, трещинках лак остается. После высыхания лака на воздухе художник с помощью ваты и порошка трет изображение, чтобы очистить его от остатков лака. Затем лаком аккуратно закрашивает оставшуюся площадь вокруг изображения и отправляет пластину в муфельную печь.
Покрытие золотом (золочение)
Только после того, как художник на пластине все закрасил, посушил в печи, проверил после термической обработки на отсутствие брака, деталь изделия передают на участок гальваники, где ее покрывают золотом высшей пробы (999,9°) на глубину от 1 мкм до 4 мкм. Именно гальванический способ покрытия золотом (не путать с напылением!) гарантирует долгосрочные эксплуатационные свойства изделиям.
На каждое изделие выделяется художник, который ведет его от начала до конца, взаимодействуя с мастером-оружейником, гравёром, токарем, кузнецом, группой гальваников. Каждый специалист выполняет необходимую операцию на своем этапе и передает на следующий этап.