В данной статье познакомимся по ближе с каждым из основных этапов производства. Итак, часть первая.
Изготовление форм из металла
Каждое изделие начинается с эскиза на бумаге. Его создают по старинке – карандашом или в компьютерной программе. После этого приступают к этапу изготовления.
Изготовление форм осуществляется несколькими способами – обработкой металла на токарных или фрезерных станках, штамповкой металла, литьем металла, художественной резкой по металлу бормашиной, ковкой и т.д.
Рисование лаком с помощью кисти
Традиционные изображения – ландшафты и пейзажи, геометрические и растительные орнаменты, звери и птицы, сцены охоты и т.д. Перед рисовкой на крупных изделиях мастер-оружейник полирует поверхность грубыми абразивными кругами с применением пасты ГОИ. Художник наносит битумным лаком с помощью кисти изображение на глянцованную обезжиренную пластину или деталь изделия. Затем деталь сушат при 140 °С в муфельной печи, где происходит термическая обработка. Битумный лак – это специально сваренное вещество со сложным составом, включающим закрепитель. Жидкий по своей структуре, лак при нагревании становится еще более жидким. После изъятия из печи и постепенного остужения он застывает на пластине, становясь плотным и твердым.
Гравирование рисунка иглой
После сушки в печке художник гравирует тонкой металлической иглой изображение, покрытое лаком. По сути иголка процарапывает лак, придавая рисунку необходимую детализацию. В ходе гравировки художник сверяет работу с эскизом. У каждого художника-гравера есть свои маленькие секреты и приемы при гравировке.
Гальваническое травление пластины
После гравирования пластину или деталь передают на участок гальванического травления. Не защищенная лаком поверхность стравливается, т.е. с пластины сходит верхний слой. После травления глянцевая поверхность превращается в матовую. Разница между глянцевой и матовой поверхностью чувствуется наощупь. Теперь на пластине проявляется все, что было разгравировано.
Гравирование рисунка штихелем
После травления пластину передают в подрезку. Гравёр, или резчик по металлу специальным инструментом – резцом – прорабатывает детали рисунка: все листочки, прожилки, ягодки на кисти винограда. Придает им блеск, законченность и объем. У гравера-профессионала существует масса премудростей и инструментов, чтобы сделать из плоского изображения объемное. Гравёр штихелем (резцом) вырезает все изображение по контуру. Специальным образом он обрезает края и за счет этого как бы приподнимает рисунок над плоскостью. Используя разные приемы и резцы, гравёр умело работает как с крупным рисунком, так и с очень тонким, ювелирным.
Со следующими этапами производства мы познакомимся в следующей статье.